Стратегия личностного роста, или этапы развития своего внутреннего мира

 

Содержание:

1. Стадии активности решения проблем.              ССЫЛКИ                                                  

2. Этапы преодоления жизненного кризиса (масштабной проблемы).
3. Классификация степени изменений проблемы.
4. Классификация степени сложности проблемы.
5. Фазы наступающих изменений (цикл контакта в Гештальте).

© А.А. Береснев. 2014

 

                ЭТО ВСЕ ССЫЛКИ!!!!!!!!!!!!!!!

1. Стадии активности решения проблемы (краткий вариант) могут выглядеть так:

6. Счастливая жизнь!

5. Обострение отношений.

4. Стадия расширяющегося эффекта.

3. Личностного роста.

2. Изыскание резервов человека.

1. Подготовительная.

0. "Беспроблемная" жизнь (Начало).

Развернуто:

0. "Беспроблемная" жизнь. Жизнь, когда проблемы так или иначе решались, не причиняли ухудшения качества жизни!

1. Подготовительная. (Включает 3 этапа расширенного варианта, см. ниже). Заключает в себе: появление дискомфорта от возникшей проблемы; выбора пути ее решения; изучение предложений специалистов как помощников в решении проблемы; обращение за помощью к специалисту.

(В рамках подготовительной стадии, можно выделить два этапа. 1-ый. Подготовка к решению проблемы осуществляется клиентом заочно, до встречи со специалистом. 2-ой. Сверка подготовки для решения проблемы осуществляется очно, со специалистом: клиент "примеряет" на себя методы специалиста, специалист "планирует" выход из излагаемой ситуации. "Контакт" состоялся, если: клиент отмечает "да это мой специалист", "ему можно довериться", "в этом что-то есть", "интересно" и т.д.).

В рамках этой стадии, так или иначе, происходит принятие клиентом атмосферы совместной (со специалистом) деятельности, которая "укладывается" в направлении допустимых представлений клиента для решения трудных вопросов. Данное положение обусловливает дальнейшую включенность клиента в специфику работы, образование и развитие доверительных отношений, открытость посильного участия при проводимых заданиях.

2. Изыскание личностных резервов человека. (Включает 3,4,5 этап расширенного варианта).

В рамках этой стадии: на заявленную проблему рассматриваются варианты решения, выявляются не эффективно используемые, определяются скрытые ресурсы клиента. Здесь: очерчивается круг "рабочих" вопросов, начинается тренировка овладения навыками отреагирования на ситуацию, появляется инициатива при выполнении заданий, упражнений, в проигрываемых сценах;

3. Личностного роста. (Включает этапы 6,7,8 расширенного варианта). Стадия собственно решения проблемы внутри: личностных изменений (появлении личностных открытий, принятии человеком прожитого опыта и переживаний, изменений отмеченных в промежутках встреч) и связанных с ними новых возможностей.

4. Стадия расширяющегося эффекта роста личности или повышение эффективности межличностного взаимодействия.
Эффект виден окружающими людьми и не обязательно при общении с человеком. Стадия может быть определена, как повышение возможностей, эффективности жизнедеятельности человека за счет решения проблемы: повышение настроения, подъем, желание что-то сделать, сделать по-новому, лучше и т.п.

5. Обострение существующих отношений в семье, на работе. (Аналогично этапу 9 расширенного варианта). Стадия характеризуется столкновением интересов: "нового" человека с опытом разрешенной проблемы, новым видением на преодоленную ситуацию и "старого" окружения человека, бывших взглядов на ситуацию и от этого конфликтности. Может быть и прямо противоположная ситуация данной стадии: все уже давно знают что и как, и вот наконец, и человек это понял! Ликование и восторг всех! Однако мы здесь рассматриваем трудности, или барьеры, которые могут остановить ваш путь изменений, преодоления себя. Рассматриваем негативные варианты.

Трудности на пути личности: отказ в принятии семьей (коллективом) ее члена в новом качестве, от этого появление сомнений в правильности личностных изменений, возврат к старым отношениям или замедление принятия и установления новых отношений.

6. Счастливая жизнь! (Обретение творческого подхода к неожиданностям). (Аналогично 10 этапу).
Стадия, в зависимости от "масштабности" решаемой проблемы выглядит, как радость от преодоления проблемы в целом ( в частности и с каким-то вариантом преодоления негатива окружения)! Есть опыт по преодолению проблем.  В целом стадия характеризуется: "рождением" новой (обновленной), личности, обретением желаемых изменений, новым качеством жизни и расширением возможностей.

 

2. Этапы развития своего внутреннего мира, (преодоление жизненного кризиса).

10. Автономность.

9. Вторая волна.

8. Идеализация.

7. Преодоление.

6. Подражание.

5. Трудности.

4. Изучение себя.

3. Коммуникации.

2. Ориентирования.

1. Подготовительный (начало!).

 

Этапы.

 

0. Беспроблемная жизнь. Жизнь когда проблемы так или иначе решались, не причиняли ухудшения качества жизни!

 

1. Подготовительный. Осознания наличия проблемы (встреча с трудностью).

Человек ощущает, чувствует или понимает, что есть (появились) какие-то трудности в жизни. Начинается с момента осознания, трудной для решения проблемы, и заканчивается выбором одной из стратегий (преодоление, уход, поддержка) решения проблемы. Может быть разной длительности. Длительность обусловлена "навязчивостью" проблемы, если последняя такова, то она быстрей "доходит" до осознания.

 

2. Ориентирования.

Человек решает возникшие трудности (от решения проблемы – «а» , до ухода от решения – «б») или понимает, что ему надо обратиться за помощью – «в».

а) Все решают какие-то (посильные) проблемы, и это личностный рост.

б) Все уходят от решения каких-то проблем, когда это трудно, не выгодно, не зачем. И это характеристика гибкости человека! Однако, если сделать "уход" от проблем стратегией, то это ведет к уединению человека, закрытости от внешнего мира.

в) Если человек понимает, что не в силах справиться с ситуацией, ему необходимо обратиться за помощью к специалисту. Обычно характеризуется множеством сомнений относительно целесообразности и результативности обращения к специалисту.

Заканчивается пониманием, что своих сил, знаний, опыта и др. недостаточно для эффективного преодоления проблемы.

( Недостаток внешней информации при ориентации и выборе, влияет пагубно. Цель информации: указать клиенту путь, по которому он пойдет сам.)

 

3. Коммуникация со специалистом. Формулирование проблемы и желаемого результата.

Решение принято, и человек приходит на встречу со специалистом с неким запросом. Происходит знакомство с ситуацией с одной стороны и методами работы с другой. Бывает запрос сформулирован идеализированно и требуется работа по определению основного запроса, основной проблемы. Не полная информация ("по вновь открывшимся обстоятельствам"), на данном этапе, приводит к возврату сюда с последующих этапов.

 

4. Изучение себя. Движение к собственному Я.Развиваются способности, осознание собственного Я, рефлексия чувств и ощущений.

 

5. Трудности в достижении своей цели. Нереалистичные ожидания: (готовое решение, быстрые изменения, изменения без личного участия и др.)

Здесь чаще возникает агрессия на специалиста за не осуществление своих представлений, из-за актуализации своих трудностей.

Негатив, на мир и специалиста в том числе, это автоматическая защитная реакция психики, воспринимающей проблему как часть себя (тенденция к «постоянству»). Легко проблему решить не удается, а отсюда и негатив!

Пока негатив есть - проблема защищена, она остается в психике: человек злится на окружение и не может взглянуть на то, что проблема в нем, как часть его самого! Чтоб решать проблему надо перестать злиться, на то, что она не решается сама, на то, что … На преодоление, осознание необходимости не просто обратиться за помощью, но и преодолевать свои трудности (!) у человека может уйти много времени.

 

6. Подражание, "заимствование" опыта, навыков и др., опора на чужой опыт с доверием. Поддержка.

Необходимый этап при освоении новой деятельности. Например, ребенок учиться ходить, говорить, ездить на велосипеде. Взрослый учиться иностранному языку, вождению автомобиля, изменению старого стереотипа поведения на новый более адаптивный.

Начало нового поведения, изменения человека. Окружающие его близкие могут воспринимать это как угрозу, опасность его потерять и могут предпринять попытки вернуть его обратно в старую ситуацию, т.е. к проблеме, к предыдущему поведению.

Механизм: происходит установление конструктивного эмоционального контакта, следует облегчение (обусловленное снятием барьеров), что ведет к облегчению научения, подражанию. Этот механизм имеет глубокие корни.

 

7. Преодоление трудностей. Наработка нового: поведения, представлений, мыслей и др. Позитивные изменения, активное преодоление неэффективных форм жизнедеятельности.

Закладываются основы нового поведения.

Структура процесса: возможно снова и снова возвращение к одной теме, ее углубление, расширение. Клиент начинает видеть старое поведение, и менять его на новое. Возможно, в одно и то же время существование двух разных линий навыков "старого " и "нового" поведения, поэтому в это время необходима поддержка (рабочая активность предыдущего этапа, как можно с большим количеством близких людей).

Переработка информации, опыта, переживаний идет в любое время, как во время непосредственной работы у специалиста, так и в перерывах между встречами. Постепенно происходит расширение активности с понимания во время встречи на поступки, деятельность в жизни.

Торможение процесса изменений: преимущества прежнего, "старого" поведения  - менее тревожный, привычный, способ реагирования в жизни, сниженные требования в семье.

 

8. Идеализация. "Медовый месяц".

Иногда первые результаты, первые успехи в работе и позитив могут вскружить голову человеку: происходит идеализация трудностей. Возникает "головокружение от успехов", эйфория. Это может замедлить динамику изменений и характеризуется нежеланием работать. Клиент как бы говорит: зачем обсуждать что-то, давайте сделаем праздник! Специалист становится Другом.

Особенно ощутимо это именно при больших планируемых изменениях, когда есть результат и его человек ощущает, но результат этот только часть задуманного человеком. Полученный результат может восприниматься за изменения в целом, что иногда влечет к преждевременному окончанию работы: не по результату, а по состоянию.

Инстинктивная реакция: лучше синица в руке, чем журавель в небе. Человек "бережет" полученные результаты, хочет продлить позитив, но этим отворачивается, отгораживается от получения еще больших результатов!

В конце этого этапа может возникнуть страх о мимолетности изменений.

Может возникнуть Охлаждение (см. этап 5). Возникновение негативных переживаний связанных с осознанием трудностей обретения новых достижений. При успешном завершении этого этапа, формируется новое поведение с реальным видением перспектив и необходимости деятельности для их осуществления.

 

9.Вторая волна. Адаптация человека с конструктивными личными изменениями в окружающей реальности. Возможно, усиление тревоги за счет ревизии старых способов реагирования и необходимость поиск новых вариантов поведения с прежним окружением.

Этап осознанной, самостоятельной работы над закреплением результатов преодоления проблемы вне стен кабинета. Актуальна Поддержка, для «движения по выбранному курсу» работа по разбору возникающих от самостоятельной активности трудностей. Человек, начав меняться внутри себя, "в кабинете психотерапевта", "выносит" эти изменения к близким (заявляет о себе другом, новом). Возможные «трения» преодолеваются тем, или иным способом. Необходимо время для проживания трудностей! Этот этап "утверждение" себя. В особо сложных случаях (например, ситуации при различных зависимостях), при затруднении, «застревании», человеку можно как бы " повторно пройти путь" от пункта 1. Различие в том, что проблема формулируется: как мне, решившему проблему, суметь адаптироваться в социуме; вместо: как мне решить проблему для себя!

Работа на этапе подкрепляется позитивной энергией от видимых и получаемых результатов. Оживлением от претворения нового опыта в жизнь. Ситуация воспринимается как реально преодолимая. Негативные реакции выражены менее интенсивно. Диалоги становятся более конструктивными, подчеркивается главное.

Выявляются скрытые отношения. Задачи:

- отказ от принятых старых форм реагирования на ситуацию;

- принятие и закрепление новых отношений.

 

10. Завершения, ли Автономность. "Вылет птенца из гнезда". Когда круг запрашиваемых к рассмотрению проблем исчерпан, трудности человеком преодолены, проблема решена, наступает время "расставанья". Так или иначе, человек полностью "покидает" защиту, помощь, кабинет психотерапевта и живет, строит свою дальнейшую жизнь сам. Возвращаясь к терапевту в экстренных, трудных, не ясных случаях для сохранения курса перемен и для поддержания уровня уверенности в их реальности. Постепенно происходит завершение профессиональных отношений. Этот процесс в норме происходит сам собой.

Естественность процесса - то необходимое время, которое определяется не столько сознанием, желанием, сколько более целостной достаточностью - психикой. Если сознание пытается ускорить этот процесс, то возможны болезненные переживания в виде негативных чувств: утраты, лишения, обиды.

 

PS.Завершение и автономность могут быть относительно одного проработанного, завершенного направления деятельности, например, личностный рост. Однако изменения в личности человека могут автоматически привести к желанию изменений в других смежных направлениях деятельности, например, семейные отношения, воспитание детей, профессиональный рост!

Очень важно чтоб человек мог различить (может с помощью специалиста!) где что начинается и заканчивается. В противном случае, не обсуждая ситуацию, не проясняя её, не формулируя затруднение, проблему - завершение работы над одним направлением и началом работы над другим, не осознав этого можно запутаться. Тем более человеку без опыта работы, осознания работы с такими абстрактными понятиями, как направления психической деятельности.

Успех от успешного завершения над одним проблемным направлением деятельности может толкнуть человека на начало работы с другим и не отдохнув, не стабилизировав новые приобретения, не подготовившись, не настроившись для новой трудной работы, человек может выдохнуться. Как "бегун на короткие дистанции", побежать на "длинную"!

Поэтому стойкость изменений не терпит суеты. Необходима работа и необходимо планирование(обговорить в целом что и как)!

 

3. Классификация СТЕПЕНИ изменений, решения проблемы.

Данная классификация показывает выраженность изменений, или "скорость" с которой решается проблема.

5 - клиент начинает действовать самостоятельно.

4 - клиент отмечает изменения во всем поставленном проблемном вопросе.

3 - клиент вспоминает результаты в конце встречи, вспоминая при подведении итогов.

2 - клиент отмечает изменения в процессе встречи, в сам момент их возникновения.

1- со стороны видны отрывочные изменения, сам пациент их не может назвать.

0 - выражены защитные механизмы.

 

Развернуто:

0 - выражены защитные механизмы, барьер изменениям, сопротивление психики. Может быть при: "Знакомстве" (первая встреча со специалистом); "простой" необходимости "Выговориться", "снять" эмоциональный фон, "очертить" круг проблем, др.

1- специалист (со стороны) отмечает отрывочные изменения, клиент нет. Человек настолько погружен в свою проблему, что "не видит", теряет «мелкие» результаты в процессе работы, "не слышит" подсказок специалиста для ее решения.

2 - клиент отмечает изменения в процессе встречи, в конце не называет их, "теряет" (забывает, не видит их как значимые). В процессе работы человек, при поддержке психотерапевта, обретает уверенность, решая свою проблему. При решении проблемы он "видит" способы и пути ее решения, называет результаты работы. Под "занавес" психотерапевтической встречи, может усиливаться страх в связи с необходимостью остаться один на один с проблемой: ситуацией вне кабинета. Страх парализует конструктивное мышление и человек как бы "забывает" то, что только что называл, а именно приоткрывшиеся возможности. Доминирует мысль "я опять туда, один…".

3 - клиент отмечает какие-либо отрывочные результаты в конце (что-то из произошедших

эффектов клиенту удается "собрать" и повторить или подвести итог встречи в целом). Человек уже окреп настолько, подготовился к встрече «один на один с проблемой», что может помнить, что и как делать вне стен кабинета.

4 - клиент отмечает изменения во всем обсуждаемом вопросе, ситуации. Человек самостоятельно, теоретически может рассказать, представить, как нужно решать проблему. Это может произойти как в кабинете психотерапии, так и в промежутках между встречами со специалистом. Появляется новое "видение" поведения в ситуации.

5 - клиент закрепляет в деятельности теоретические изменения. Т.е. человек начинает вести себя в ситуации по-новому, более конструктивно, так как он это представляет, настолько, насколько он изменил "старое" видение, которое и создало эту проблему.

Изменения (степень изменений) могут рассматриваться, отслеживаться по отдельным сферам: телесной, мыслительной и сфере чувств.

 

 

4. Классификация СТЕПЕНИ сложности той проблемы, с которой обратился пациент. Всего пять степеней: от 5-ой наисложной до 1-ой простой. Чем сложнее проблема, тем дольше и труднее ее преодолевать. Но главное в том, что чем сложнее проблема, тем более беспомощней оказывается человек перед ее "лицом", и в этом случае ему просто необходима помощь.

 

Кратко степень сложности можно обозначить и так:

1 - САМОПОМОЩЬ (автономность: направленность активности клиента на себя, исходящая от клиента и осуществляемая для самого клиента).

2 - ВЗАИМОПОМОЩЬ (полезны взаимные совместные действия: группа, друзья).

3 - ПОМОЩЬ (со-действие: доступны совместные действия).

4 - УСЛУГИ (возможно оказание действий приносящих пользу нуждающемуся).

5 - ПОДДЕРЖКА (необходима поддержка пациента).

Развернуто:

1. Степень сложности 5-ая. "Шок", человек "находится" в травмирующей ситуации, и "не слышит" ничего извне ее. Дезадаптация, пик кризиса. Требуется, возможна активность специалиста.

2. Степень сложности 4-ая. Периодически человек "выходит" из травмирующей ситуации и что-то успевает схватить из "рекомендаций", ситуационно (на приеме) действовать, но, сталкиваясь с трудностью преодоления проблемы (в жизни), осуществления рекомендуемого, "уходит" в свою скорлупу, теряется. Специалист стимулирует, «растит» активность в рамках приема.

3. Степень сложности 3. Благоприятный период, когда клиент по большому счету слышит информацию извне, воспринимает ее, работает с ней и меняется. Специалист действует практически на равных.

4. Степень 2-ая. Какие-то основные результаты достигнуты, период временного "затишья": клиенту и не хочется "расстаться" со специалистом, и "не хочет" активно работать. (Несколько схож с п.5, но более осознан). Специалист несколько отстраняется от содействия, становясь контролером самостоятельной деятельности клиента.

5. Простая 1-ая. Клиент может "самостоятельно" решать основную массу своих проблем, консультант выступает только периодически в качестве координатора далекой цели. (Если работа начата с этого пункта и им ограничена, то существует опасность кратковременного и незначительного эффекта, т.к. с одной стороны есть проблема, которая не могла быть решена клиентом самостоятельно, с другой он ее не решает обратившись за помощью, значит проблема имеет скрытые от сознания, более глубокие корни).

 

5. Четырехфазный цикл-контакта , или фазы наступающих изменений.

Данная классификация скорей для специалистов или людей специально подготовленных, т.к. заключает в себе специальные, профессиональные термины. (С.Грингер. "Теория self". Гештальт.) «Протекает» соответственно синусоиде, олицетворяет физиологический механизм удовлетворения потребности (в теории), соотносится с принципом «условного рефлекса» открытого П.И. Павловым. (См. подробнее статью «Инструмент психотерапии в деятельности с психофизиологическими явлениями»).

 

1. Фаза "преконтакта" - по сути, пишут авторы, фаза ощущений от стимулов зарождающихся в теле человека. Для нас это телесные ощущения дискомфорта, подготавливающие дальнейшие изменения. (Просто: я что-то хочу?)

 

2. Фаза "вступления в контакт" - фаза в ходе, которой организм приступает к взаимодействию с окружающей средой, установлению контакта, контактированию, процессу поиска; режим выбора необходимых ресурсов для решения проблемы и удовлетворению потребности. (Я понимаю, что хочу съесть яблоко, и нахожу его).

 

3. Фаза "полного контакта" - стирания границ между человеком и предметом удовлетворения потребности окружающей среды, слияние последних. Фаза может быть охарактеризована как собственно решение и решенная проблема, присвоенное, приобретенное новое качество. (Я ем и съедаю яблоко).

 

 

4. Фаза "отступления" - фаза ассимиляции, спокойствия, благоприятствующая личностному росту. Я интегрирую, "приобщаю" полученный сейчас, данный опыт в общий опыт личности, "определяя" место для совершившегося "здесь и теперь". В истории отдельного человека происходит возврат к пустоте творческой созерцательности. Понятие гармония - человека и предмета взаимодействия. Ассимиляция, гармонизация моего "переваренного" опыта. (Я успокаиваюсь и забываю о яблоке, его составные части совершают биохимические процессы во мне, я сыт). Постепенно наступает готовность для предощущения новой потребности…