ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ (производиться на настоящее время)

ИНСТРУКЦИЯ:

Читайте (про себя) памятку: три пункта – «Ощущения», «Чувства», «Эмоции» и отмечайте, что из того, что написано присутствует в данное время у вас? Называйте эти определения вслух или записывайте (по необходимости и цели).

Если возникают затруднения по нахождению (малая степень выраженности), сосредоточьтесь на предполагаемых или могущих быть проявлениях. Постепенно, тренируясь, вы научитесь замечать и называть явно выраженные сигналы.

Степень выраженности не является основным критерием, на момент тренировки.

По первому пункту вы оцениваете свои телесные ощущения (Первая сфера), второй, и третий могут быть объединены. Объединение звучит как переживания человека (Третья сфера), или что у человека "на душе"?
Эффективной оценку внутреннего состояния можно считать тогда, когда найдены и названы от 2 -3 и больше определений из (1) и объединенного (2, 3) пункта памятки.

 

ПАМЯТКА:

1.ОЩУЩЕНИЯ (воспринимаемые в теле волнения).

Тепло, жар, горячая волна, вспыхивает, горит, обжигает, волнение, опаляет,

Апатия, усталость, тупик, загнанность, озноб, ломота, немеет, прохладно, в голове туман, раскрепощенность, спокойствие,
Стискивает, давит, шумит, кружит, тяжесть, тягостно, тошнит, душит, трепет, пульсирует, сердцебиение, стучит, вздрагивание, дрожь, дергание, влечение, игривость
Покалывает, сверлит, буравит, пронзает, простреливает, режет, раздирает, щипает, разгрызает, спазм, тянет, растягивает, скручивает, ноет, болит, комок в горле, слёзы,
Зудит, жжет, жалит, скребет, раскалывает, изнуряет, утомляет, изматывает, мучает, ослепляет, невыносимо, проникает, пронизывает, тугая, ноющая, недомогание,
Удовлетворение, возбуждение, ошеломленность, потрясение, опустошенность…

2. ЧУВСТВА (переживания, появляющиеся по преимуществу, извне).
Огорчение, обида, беспокойство, стыд, отверженность, отчужденность, агрессия, смущение, неловкость, кокетство, восхищение, уважение, благодарность, тревога, негодование, возмущение, досада, недовольство, нетерпение, ненависть, жалость, веселье, восторг, сожаление, сострадание, сочувствие, удивление, безразличие, протест, унижение, зависть, зависимость, азарт, жадность, надежда, влюбленность, ревность, сломленность, пренебрежение, презрение, подозрительность, вина…

3. ЭМОЦИИ (переживания, инициированные изнутри).
Умиление, наслаждение, страх, гнев, ярость, горе, злость, раздражение, презрение, недоумение, удовольствие, грусть, растерянность, отчаяние, смятение, подавленность, упрямство, скромность, скука, гордость, умиление, счастье, вера, печаль, раскаяние, ужас, радость, нежность, любовь, самодовольство, благодушие…

4.ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
Мысли, раздумья, внутренний диалог, планирование, настойчивость, упорство, воля, последовательность, убеждения, сомнения, …

5.СОСТОЯНИЯ
Патриотизма, справедливости, высокомерия, преклонения, властности, всемогущества, уверенности, покаяния, мстительности, очарованности, малодушия, искренности, преданности, твердости, целеустремленности, сопричастности, соперничества, отзывчивости, откровенности, отважности, смелости, риска, независимости, свободолюбия, жертвенности...

6. ВИРТУАЛЬНОСТЬ
Представления, фантазии, сны, образы...

* КАНАЛЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: зрение (визуальный), слух (аудиальный), вкусовой, обоняние (запахи), осязание (через контакт с кожей).                

© 2004 Береснев А.А.

  

ИНСТРУКЦИЯ УГЛУБЛЕННАЯ:

Научившись находить и называть (оценивать внутреннее состояние на данный момент) ощущения и переживания можно перейти к более сложному этапу тренировки.

Он заключается в тренировке навыка раскрывать (давать характеристику, развернутое представление) названные определения.

Обычно это касается переживаний. К ощущениям иногда тоже применяем этот подход (как-то уточнить где именно, что именно происходит, как интенсивно, и может быть предположить от чего?).

Т.е. «берете» названное вами определение (из чувств или эмоций) и пытаетесь сказать: от чего, в связи с чем вы это испытываете?

Характеризуя определение, я предлагаю ориентироваться на конкретное найденное слово, и давать как можно более индивидуальное описание (даже не смотря на то, что некоторые определения друг другу – синонимы!).

Обычно этот процесс я сопровождаю образом: «зеркальный шар» в баре. Шар – это не видимая нам проблема. Зеркальца – это грани, какие-то характеристики проблемы. Чем полнее, точнее и индивидуальнее вы будете описывать грани (определения оценки), тем проще и наглядней увидим мы проблему.

Печать E-mail