О группе, или ВМЕСТО ЭПИГРАФА!

 

Сегодня вы собираетесь в группу на терапию, постарайтесь оставить свой опыт за порогом… Это революционная мысль для мозга, как оставить? Столько всего было! …

 

Если вы хотите, чтоб было еще столько же и нового, то постарайтесь, хотя бы на время группы, начать жизнь с чистого листа… Услышать, почувствовать, ощутить новое. … Или вы хотите, чтоб было еще столько же, но старого, то есть того, что было? Т.е. таскать и таскать старое: воспоминания, переживания, сожаления и т.п., как валяется иногда старый, ненужный хлам в укромных уголках квартир!?

Ненужный хлам мы тянем за собой. Он ветшает, а мы его не отпускаем. Мы не замечаем хлама, который нам не нужен и который мы таскаем за собой, не оставляя его. Мы не замечаем "мысленный хлам", «хлам чувств»! Мы их не видим! На группе вам предоставляется уникальная возможность буквально избавиться от старого хлама и освободить место для новых впечатлений!

Так же как и индивидуальные психотерапевтические встречи, на группе у нас не занятия, а групповые тренинговые психотерапевтические встречи. В этом слове ВСТРЕЧА, заключен следующий смысл: даже при физическом присутствии встреча может состояться, а может и не состояться. Для эффекта нужно внимательно читать предоставляемую информацию и максимально задавать (подготовить) вопросы на отборочной встрече на группу с ведущим.

Подготовка, заинтересованность, открытость, обсуждение значимых для заявителя тем, постановка важных вопросов и другое, - залог состоявшейся Встречи! Встречу надо воспринимать серьезно и открыто. Эта атмосфера передается окружающим и они тоже настраиваются на серьезную, ответственную волну.

Можно представить работу на группе, как ускорение. Переход на световую скорость в космическом корабле. Окружающая тебя внешняя ситуация остается во времени, а твое личностное осознание ускоряется во времени. Ты преодолеваешь настоящее и забегаешь в будущее. Ты становишься таким, каким желаешь. Один раз, другой и, наконец, ты меняешься, а окружающее остается прежним. И старые мысли, которые ты таскал, но которые тебе не нужны, оставляют тебя, также теперь ты можешь выбросить и старые, не нужные вещи. Они перестают цеплять!

Трудно объяснить, что случилось, как человек вдруг сам понял, что это ему уже не нужно. Случилось спланированное озарение, произошло чудо!

Так человек может освободиться от ненужного ему, от "бревна" в глазу, которое все, кроме него, видят!

Вот, что дает группа. Но результаты приходят постепенно, можно сказать от затраченных усилий и усердия. Что-то меняется в течение работы на встрече в группе, а что-то в течение дней или недель. Эти приходящие эффекты иногда человек не связывает с работой на группе, объясняя прочтенной книгой или другой ситуацией, встречей с кем-то и т.п. Для нас не так важно с чем человек связывает произошедшие с ним изменения, для нас важно, чтоб ОНИ БЫЛИ! Потому, что Осознание происшедшего рывка приходит позже, у каждого индивидуально. Отследить это трудно, мы можем узнать только итог.

Работа в группе нацелена на то, чтобы тебя "вытягивать" из серости будней, "вытягивать" тебя нового из тебя старого, будничного.

Изменения мыслительной и физической активности происходят за счет того, что при психотерапии "тушатся угольки" переживаний, рушится препятствие и они больше "не сдерживают движение" человека, не держат мысли в прошлом. Мысли свободны для устремлений в будущее, для новых достижений.

Поэтому на группе есть правило: приноси проблемы на терапию и тут их решай! Вспоминай негативное прошлое, только для того, чтоб его "проработать" - это значит разрешить проблему, "затушить уголек".

Это те мешающие нам, негативные воспоминания, которые лезут нам в память, они «кричат» о себе: сделай с нами что-то! А человек не может, он не умеет! Он не знает, что это можно и возможно! Он привык прятать их на людях, и старается прятать их, придя на группу. А на группе ему предлагают раскрываться, постепенно, как сможешь.

Раскрываться возможно, это не так трудно и не так сложно!

Это можно суметь, если захотеть!

Тогда за счет "затухания угольков", за счет "освобождения" головы. Образно, голову с проблемами, можно представить, как "наполненный сосуд". "Пустой сосуд» -  голова, человек готовый воспринимать новую информацию, слышать говоримое: мысли, чувства, желания и т.д.

Каждый в группе работает на себя и для себя, хотя и в группе! Потому, что изменения тогда смогут "прижиться", если сам человек их "примет", осознает нужность, сможет ими воспользоваться ( "А хотите совет? ").

Ты не можешь быть инициатором изменений другого, если он этого не хочет!

Нужно его желание!

Если его нет, то все эти попытки, по большому счету, бесполезны! Поэтому меняться нужно учиться только в себе, НАЧИНАЯ С СЕБЯ!

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ НА ГРУППЕ:

 

- НА "ТЫ" И ПО ИМЕНИ - для неформального общения;

- "ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ" - участники стремятся обсуждать вопросы, актуальные в настоящий момент, описывать чувства присутствующие теперь;

- НЕ ПЕРЕБИВАТЬ - участники, выслушивая говорящего, дают возможность высказать ему мысль до конца, он же стремиться не злоупотреблять временем, контролируя важность информации;

- ГОВОРИТЬ, ОБРАЩАЯСЬ К АДРЕСАТУ, - это, значит, говорить от первого лица: "Я, Иван, хочу тебе сказать..." и смотреть на слушающего, а не на другого участника;

- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - то, то говорится на встрече, особенно касаемо индивидуальной работы участника, - должно там остаться (интимный аспект работы); возникающие за пределами группы темы лучше оставлять до начала группы, переносить акцент с "унесения" проблем с группы на "принесение" их на группу для разрешения;

- НЕ ОЦЕНИВАЙ - оценки могут ранить человека, и он может "закрыться", поэтому целесообразней выражать чувства, возникающие на тот или иной факт;

- НЕ СОВЕТУЙ - человеку важнее выстроить и реализовать именно свое решение, а в этом ему можно поспособствовать, желательно с его согласия;

- СТОП - использует его участник для остановки индивидуальной активности: при наплыве чувств, для фиксации осознавания, для остановки процесса воздействия, и т.п. (только сам участник может его использовать, а не другой от его имени);

- СТОП ВЕДУЩЕГО - ведущий может приостанавливать участника (ов) по необходимости в процессе работы;

- ОПОЗДАВШИЙ - задержавшийся не более 15 минут, садится на свободное место и тихо ждет ситуации включения его ведущим в общий процесс;

- ПОДНЯТОЙ РУКИ - участник сигнализирует о желании сказать что-то, и ждет предоставления ему этой возможности;

- АКТИВНОСТЬ УЧАСТНИКА - участник определяет свою активность на группе, от этого зависит конечный эффект; не допускается активация другого ("Пусть он скажет") и уход от активности ("У меня такие же ...", "У меня то же самое".) В активность участника включается как психическая, так и физическая забота о себе: комфорте, положении.

НА ГРУППЕ РАЗРЕШЕНО ВСЕ, КРОМЕ:

- насилия без согласия;

- нанесения повреждений, увечий;

- разрушения окружающей обстановки.

 

ЦЕЛЬ УЧАСТНИКА: следовать правилам и выполнять инструкции! Атмосфера ГРУППЫ достигается выполнением правил.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ведущего за - ведение встречи, в рамках правил; результативность работающего участника;

участников за - посещение (пропущенная встреча – пропущенное содержание, соответственно самостоятельно узнает возможные произведенные изменения) и работу;  

- степень активности на встречах, а соответственно и эффективность от последних;

- поиск контактов, помощь (см. формы обращения за помощью) вне встреч группы.

 

ОТБОР В ГРУППУ. Отбор в группу осуществляется как результат индивидуального собеседования (консультации) потенциального участника с ведущим, знакомства с правилами работы группы. Не важно, откуда претендент получил информацию о группе. При необходимости приветствуется параллельная индивидуальная работа участника группы.

 

ВХОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКА В ГРУППУ – это время на то, чтобы понять атмосферу: личной, а не внешней активности. Для этого, участники и ведущий, на встрече могут рассказать новичку о личных достижениях, ответить на его вопросы.

 

ВСТРЕЧА ОБЫЧНО СОСТОИТ из:

А. Начала:

1. круга содержательного: участникам предлагается поделиться значимыми фактами произошедшими после прошлой встречи, связываемыми с работой на группе и оцениваемыми позитивно или негативно;

2. круга эмоционального: участники сообщают о своих переживаниях, имеющихся на момент "прохождения круга", и делают заказ на работу своего запроса.

Б. Основной, рабочей части встречи (работа с запросами участников).

В. Итогового круга встречи (подведение индивидуальных достижений за встречу).

 

ПОЖЕЛАНИЯ УЧАСТНИКАМ: на период работы в группе, придерживайтесь одного направления психотерапевтической работы, в данном случае гештальт-подход, чтоб не "мешать" (разные подходы) всё и вся. Поэтому, старайтесь согласовывать с ведущим параллельно изучаемую информацию (чтение, просмотр).

 

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК: запросы на теорию, вопросы, обсуждение актуальных тем, проведение встреч под заказываемую тематику по индивидуальным пожеланиям. Информация собирается для подготовки и проведения в ближайшие или отдаленные встречи, начиная со следующей.

 

ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОМОЩЬЮ: у участников есть способы (возможно и не только эти, а и свои) обращения за помощью помимо групповых встреч, в случае особой необходимости, это:

- индивидуальная консультация (телефонный звонок ведущему), встреча;

- обращение к участнику группы.

 

А ТАКЖЕ ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕЙ ОТКРЫВШЕЙСЯ АКТИВНОСТИ:

- выражение своих мыслей, переживаний в прозе, дневнике, письме, стихах, рисунках ...;

- индивидуальное творчество;

- и другое.

 

P.S. Если участник никак не заявляет о беспокоящем его состоянии, тем самым не начав проявлять заботу о себе, то тяжесть за переживание этого состояния ложится только на него!

 

 

© А.А. Береснев. 2014

Печать E-mail