МОЙ МЕТОД.

Когда я думал выставлять ли информацию о методе отдельно (была мысль сказать несколько слов в определениях или вообще не выставлять), но «наткнулся» на письмо Светланы (см. ниже) и подумал, что есть ценная информация для отдельного файла «Метод». И эта статья посвящена многослойности (или могущей быть разной сложности) работы, метода в отдельных случаях терапии: много зависит от заказчика! Чем «продвинутей» заказчик, тем специфичней помощь. И этой информацией я хочу показать, что она может быть такой – обращайтесь и мы вместе подберем для вас «ключи».

            ПОКА здесь будет эта информация, но если кто-то (как Светлана) задаст похожий, заковыристый вопрос, то отвечая на его «заковыристость» раскроется большая ГЛУБИНА метода. Пока это будет 2 уровня.

 

1. Первый уровень. Общий.

Я не использую медикаментозную терапию (фармакотерапию) и не назначаю. При этом исхожу из следующей общей установки: психотерапия не «Скорая помощь», она требует личной, заинтересованной включенности интеллекта и чувств. Медикаменты могут быть назначены человеку , для облегчения состояния, однако, в большинстве случаев, психотерапию они затруднят и продлят. Иногда, когда человек не может психотерапевтически работать, дадут время прийти в себя, а потом уже продолжить психотерапевтическую работу над собой. Если же человек в состоянии работать,  то повышенный (не чрезмерный) фон эмоций помогает видеть проблему и работать с высоким коэффициентом полезного действия (результата). Иногда, когда человек приходит на психотерапию, но психотравму «забыл», она где-то в уме, негативных переживаний практически он не чувствует (в том числе и благодаря медикаментам), работа, результат «пробуксовывает» на месте…

Если кратко: ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ – ИНДИВИДУАЛЬНО и после очной встречи.

 

Моя работа – психотерапия – ЭТО НЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ!

            Консультированием она может быть иногда, при необходимости, но я предпочитаю глубокую, длительную (кварталы) работу. Консультировать я предпочитаю по телефону до 10 минут, чаще этого бывает достаточно, чтоб определиться подходит случай обратившегося для психотерапии или нет. (Иногда для определения, если случай сложный, необходима очная встреча!). Собственно консультирую (часовой прием) бывает тогда, когда клиенту  достаточно или необходимо прояснить, расставить понятия, показать и т.п. что-то, не углубляясь.

 

Мы практически СРАЗУ НАЧИНАЕМ РАБОТАТЬ на результат, т.е. говоря медицинским языком быстро начинается лечение. Если говорить упрощенно и в общем, то начинается общее лечение, а в процессе его «уточняющая» диагностика… Некоторые приходят с вопросом: почему (от чего) это у меня? Если перевести на соматическую причинно-следственную медицину, найдите причину: «возбудителя» болезни! В соматической медицине эта причина (возбудитель) иногда ищется (для назначения действенного медикамента) долго, а в такой виртуальной дисциплине как психотерапия НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ НАЙТИ НЕВОЗМОЖНО (в обычной практике, если у заказчика нет сильного желания потратить на работу годы, как в психоанализе Фрейда). Потому, что причин может быть большое количество: основная могла давно забыться и заместиться более поздними, вторичными, третичными (ведь они могут иметься уже у родителей, прародителей…), нельзя с точкой сказать, что это именно та причина. Некоторые ответы (причины) находятся в процессе терапии, чем дольше, тем более давние.

С другой стороны, законы абстрактности в психотерапии помогают: проблема, разного срока давности и содержания, проявляется в настоящем – формой! (Это похоже на эффект голограммы). И если сама трудность (проблема) человеком осознается, то можно работать.

 

            Правильней называть часовой прием – ВСТРЕЧЕЙ! Имея ввиду (как меня учили от непосредственных гештальтистов до классиков) то, что пациент с терапевтом на приеме ещё должны «ментально» встретиться, т.е. душевно, духовно понять друг друга, а не просто должно состояться посещение врача пациентом (как часто бывает у других соматических специалистов).

 

            После начала встречи (прихода человека ко мне, психотерапевту) начинается СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ БЕСЕДА,  через которую ведущий старается запустить, включить целостный механизм жизнедеятельности человека, чтоб с помощью этой «разогретости» под руководством врача, но прилагая посильную активность сам обратившийся, смог преодолеть внутреннее препятствие, которое когда-то создало проблему. Специализированность проявляется, в частности в том, что озвучивать «и так понятные» чувства, мысли и т.д. или формулировать нечто не как обычно, а с учетом дополнительных факторов (целостно) и иногда это бывает трудно. Не надо этого стесняться! Это элемент научения, обучения. Ваше умение НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ.  

 

Кроме того, ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД подразумевает «задействовать» максимум сфер человека (4 сферы: тело, персону, чувства, образы). Для чего? Дело в том, что разрозненность, фрагментарность это путь не здоровья: например, шизофрения – «эмоционально- волевой дефект» или «не включенность» сфер эмоций и персоны в общую целостность. Поэтому иногда «включить» сферу это, например, значит не просто испытывать чувство (сфера переживаний «включена»), но при этом я предлагаю что-то сказать и встать с кресла и пройтись (в некоторых ситуациях сделать это человеку сложно). При этом надо понимать, что у меня нет цели готовить из пациента – актера, играющего на сцене!

Чем целостней человек в разрешении проблемы, тем выше КПД (коэффициент полезного действия) результата разрешения трудности (в этом глубокое отличие например, от психологического консультирования, когда работает, например, в основном одна сфера «Персона» (мысли, слова, знания).

(См.«о Гештальт-подходе»)

 

 

2. Второй уровень. Углубленного понимания.

Итак, письмо (в нем я подчеркиваю и нумерую те смысловые места, которые ниже будут комментироваться):

«Доброго времени суток, Андрей!

Попыталась прочесть (не без труда) несколько статей на Вашем сайте(1)!

1. Позволю себе (как музыкант) не согласиться с Вами по поводу настройки психологом(2) инструмента клиента. Я в качестве клиента (в случае готова с Вами работать), то что касается моего инструмента, - прикосновение к нему свято(как для любого музыканта!) и принадлежит только мне!!! (Не для кого не секрет, что в наш век некоторые умельцы так умеют настроить(3), что потом век нужной клавиши не найти.) И я никому не позволила бы настраивать свой инструмент!!!(4)  Если бы я к вам пришла, то попросила П О М О Ч Ь обнаружить мне возможности моего инструмента (то бишь тембр, глубину и полноту звучания, штрихи, приемы, возможно подобрать репертуар и т.п.)(5). И я не хотела бы находиться в качестве посредника между психологом и моим же инструментом(6). Эта роль какая-то унизительная, я бы сказала. Пара слов: настройщик и посредник в данном случае звучат для меня, как Родитель и Ребенок (по Э.Берну)(6). Я хочу быть главным героем на приеме, а точнее быть хозяйкой инструмента(7) и при этом соблюдать партнерские отношения с психологом (и это для меня важно).

2. Что касается, как Вы говорите: "психолог обучает". Эта фраза или позиция психотерапевта меня, не скрою, возмущает(1). Для обучения я иду в учебное заведения, а на прием - за помощью(2). И я жду, чтобы психолог, как проводник помог мне (задавая необходимые вопросы) выбраться из затруднений(2).

3. Еще вопрос: почему психологи так любят затруднения клиента называть ПРОБЛЕМой???(1) Проблема - это ведь что-то неподъемное, сложное и непреодолимое. Почему, например, не назвать "задачей", "ситуацией"(2). Это намного клиенту облегчает восприятие и отношение к своей ситуации. И кому как не психологам знать эту разницу в обозначении, назывании... Как говорят, чтобы изменить ситуацию - поменяй отношение к ней. А слова(3) в назывании или обозначении играют, ой как не последнюю роль.

 

Пока как-то вот так...

P.S. Не подумайте, что я на Вас "наезжаю". Я не ставлю такой задачи. Просто у меня несколько иное видение, и я хотела бы, ну что ли, подискутировать с Вами... :)

 

С уважением, Светлана».

 

 

Итак, ответы (через Светлану, всем пытливым читателям):

1.1. Надо сказать статьи на сайте (на сайтах) действительно «трудные» для обычного чтения, они и для меня трудно читаемы. Я их написал и издал для «печатной заявки» моих теоретических обоснований, доказательств, продолжения открытий цитируемых авторов. Помещены они на сайт для того, чтобы было видно, что этот психотерапевт еще и автор (что-то написал, что-то обдумал, придумал). Хорошо было бы, с точки зрения читателей иметь «простой вариант», чтоб ребенку было понятно? Но для какого ребенка писать (дети тоже разные!)? Поэтому а решил, статьи разместить, а если у кого-то появляются вопросы (типа Светланы) эти люди могут, легко, мне написать и что непонятно спросить "Контакты" (мои ответы в рубрике  "Ошибки" и "Примеры").

1.2. Хоть у меня и есть диплом психолога, я работаю как врач-психотерапевт. А обычный психолог, на самом деле, похож на настройщика-манипулятора (обходящего сознание клиента). То есть я не такой.

1.3. «Умельцы могут так настроить» - сюда можно отнести и психологов и не только, я имею ввиду не лучшие методы работы «народных целителей). Это не ко мне, скрытые внушения, манипуляции, советы я не практикую.

1.4. «Я никому не позволила бы настраивать свой инструмент» - беда в том, что люди часто это не сразу понимают, что их настраивают, с одной стороны, а с другой, зная об этом думают, что «подпольной» настройкой занимаются все. Нет!

И ещё, как посмотреть: с одной стороны так (инструмент не трогай, не настраивай!), а с другой «попросила П О М О Ч Ь обнаружить мне возможности моего инструмента», но не обучая! ЭТО КАКИМ ЖЕ ПУТЕМ? (Типа, проблема: - хочу на Луну! - Как же врач может помочь? – Ну вы же психотерапевт, вы и скажите!) Так что ли?

1.5. «П О М О Ч Ь обнаружить мне возможности моего инструмента» - да, я бы сказал, что это работа на приобретение, на позитив (расширить возможности нормы). Это возможно! И этот вариант скорей для «продвинутых», т.е. понимающих клиентов. Ведь обычно люди обращаются, чтоб разрешить проблемы, т.е. починить, настроить, довести до нормы инструмент. С другой стороны, сначала терапевт работает с пациентом и помогает ему научиться настраивать или настроить его самого как инструмент (ну например, пройти личную терапию), а потом обучившись пациент (и если он задумал стать сам мастером настройки) настраивает себя сам (счастливая жизнь, когда человек мастер). А если еще есть потребность расширить диапазон возможностей, человек обращается психотерапевт проводит похожую операцию более тонкого характера. И только гении сами себя настраивают, т.к. такого мастерства настройки, как у них, нет и научить их уже ни кто не может!

1.6. «Я не хочу находиться в качестве посредника, эта роль унизительная, это как Ребенок и Родитель (настройщик)». У Светланы видение мира через призму Э.Берна. (Так и другие люди, часто имея знания пытаются себе представить цельную картину строя ее их имеющихся знаний. Но это не всегда возможно! Поэтому-то и существуют разные теории, одних и тех же явлений, с целью объяснить происходящее по другому). Светлана не хочет, чтоб специалист (то есть я) был в качестве Родителя, а она в качестве Ребенка, которого наставляют (настраивают!).

1.7. Дело в том, что моя работа на равных, «партнерские отношения с», это роли Взрослых: меня и клиента-пациента («хозяйка» Светланы). Я, как Взрослый, рассказываю Взрослой роли обратившегося человека, что надо делать, чтоб настроить его инструмент. Я непосредственно инструмента не касаюсь. НО с другой стороны человек обратившийся и его инструмент слиты в реальности, на приеме (разделены они только в воображении), поэтому надо обладать достаточно развитыми внутренними ресурсами, чтоб всю эту сложность понимать и претворять в жизнь!

PS. Я могу работать с разными представлениями (из разных личностных теорий) обратившихся, важно постепенно и последовательно рассказывать мне свою представляемую картину и слушать мои вопросы по ней.

 

2.1. «Обучение - Фраза или позиция возмущает»! С одной стороны, я могу понять обратившихся людей, которые не хотели бы обучаться, самостоятельно напрягаться и т.п. Предполагаю (может я не прав, но тогда проясните ситуацию подробней, детальней) человек хотел бы прийти к психотерапевту как на массаж (См. «сферы»): пришел, тебя гладят, ты лежишь расслаблен, дремлешь…

2.2. С другой, «на прием - за помощью: выбраться из затруднений». Предмет приложения психотерапии – абстрактен, это психика человека. Это даже не его мозг! Поэтому оказать помощь, буквально, без участия психики человека – невозможно! Скажите, каким образом помочь человеку «выбраться из затруднений»? Надо же его послушать, что его беспокоит и сказать, что делать – обучить! Нет?

PS. И тут-то возникает диссонанс: помощи хочется, а обучаться (что-то делать) не хочется!!! НО ЭТО ОЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СФЕРА ПРОБЛЕМ И ИХ РАЗРЕШЕНИЯ!

 

3.1. «Любят затруднения называть ПРОБЛЕМой» (про психологов – уже говорил). Если хотите я называю и слово: Проблема и Трудность (затруднение). Тут надо оттолкнуться от значений слов. Специально не буду приводить словарные выдержки, а скажу от себя (как можно более по-простецки). Затруднение, трудность – есть то, что затрудняет какое-то желаемое, конкретное достижение человека, т.е. человек это может сделать, но что-то его тормозит (он может это сделать один, если соберется, приложит усилия, потратит время…) Совсем другой смысл заложен в слово проблема, это действительно бывает, что-то «неподъемное, сложное и непреодолимое» (скажу более, бывают такие проблемы пациентов, что и для меня они длительное время НЕПОДЪЕМНЫ! Но если человек заинтересован, мы оба и я – ищем малейшую слабину в ПРОБЛЕМЕ, и обычно, что-то да находится! Например, утрата близкого: супруга, ребенка. И если контакт не срывается, то рано или поздно проблема переходит в ранг задачи, а потом и ситуации… Т.е. разрешается!). УПОТРЕБЛЯЯ ЭТО СЛОВО, специалисты, НЕ ПРИСЛЕДУЮТ ЦЕЛИ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЗАГРУЗИТЬ «БЕДНОГО» ЧЕЛОВЕКА! Дело-то не в употреблении СЛОВА!

3.2. «Почему не назвать "задачей", "ситуацией"»? Опять же обращусь к толкованию слов. Задача – (вспоминаем школьные задачи) некая трудность, где известны часть параметров, а часть требуется узнать (подумать) – и решить! Ситуация (даже если это травмирующая ситуация – психотравма) не может заменить понятие проблемы. Почему? Ситуация может быть одна (конфликт на работе с начальством) – а проблем, по этой ситуации, у одного человека или разных людей может быть много (проблемы: как успокоиться, как защититься от нападок начальника, как перейти в наступление…). Да и самих ситуаций может быть много, похожих, но вот симптомы иногда появляются только от конкретной (может быть в ней есть что-то особенное, отличное от других), а дальнейшие ситуации уже усиливают симптомы. Так вот эту «запускающую» ситуацию можно назвать проблемной ситуацией, но опять же это не одно и тоже со сформулированной трудностью (проблемой) человека, т.е. тем, от чего последний САМ не в состоянии избавиться, она для него действительно «неподъемная, сложная и непреодолимая»!

3.3. «Чтобы изменить ситуацию - поменяй отношение к ней. А слова играют не последнюю роль». Я согласен с вами, но я предлагаю психотерапию, в которой слова хоть и передают ОСНОВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ (не всю! Ведь еще есть жесты, мимика, громкость звуков: мычания, например, и т.п.), но в целом это только часть всего, так как другая часть заключается в том, чтобы ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО СКАЗАНО СЛОВАМИ! И только тогда отношение к ситуации меняется, а не от того, что человек только внушает себе какие-то слова. А изменить ситуацию – это следующий шаг, после изменения отношения к ней!

PS. Если у вас проблема со словом ПРОБЛЕМА, скажите об этом специалисту и мы заменим слово и разрешим вашу проблему!

 

 

PS. на PS. «Я на Вас не "наезжаю". Просто у меня несколько иное видение, и я хотела бы, подискутировать с Вами... :)» Да я очень рад читать (и звонить, и  очно говорить) с людьми имеющими иное видение (хуже когда его нет). Не надо бояться! Пишите, звоните, приходите! (Контакты)

 

 

 

Печать E-mail