Куда дальше

Многие хотят лучше жить, но не многие понимают необходимость первичного улучшения своего осознания, оценки, наведения порядка в голове. Ведь всю жизнь можно улучшать то, что находится вокруг (вторичный круг окружения) человека, но не чувствовать счастья.

 

 

Это более сложный уровень (я предлагаю его «ПРОДОЛЖАЮЩИМ») обучения и работы. Сложность в том, что если на предыдущем речь шла о внутреннем мире человека, об оптимизации этого мира, то здесь речь пойдет о улучшении (изменении) отношений человека с кем-то, оптимизации этих отношений.

Некоторые думают, что отношения можно улучшить не меняя внутренне себя: свои установки, принципы, правила, т.е. за счет другого (пусть поменяется он! Макаревич: мир прогнется под…). Конечно, такие наивные желания присутствуют у каждого (здесь мы не рассматриваем варианты развития авторитарности). Но если абстрагироваться и посмотреть с позиции, роли Взрослого человека: (для мужчин) при сломанном моторе авто, вы хотите побить рекорд скорости? Или, (для женщин) при сломавшемся реле температуры электроплиты – удивить кулинарным шедевром? Конечно вы можете мне не поверить и потратить несколько лет (или десятков лет), на «выработку своего» пути… В этом случае я буду восхищаться вашей волей, но не разумностью! (Эту бы энергию да в нужное русло).

Итак, как бы это не звучало, но все умные вещи и глупости начинаются из нутри, из головы. Как начать изменения, как начать работу по преимуществу со своим внутренним миром было рассказано на предыдущем уровне (для «НАЧИНАЮЩИХ»), тут говорим о том, как продолжать(!) – на основе внутренних изменений улучшать качество отношений с окружающим: «строить» отношения («этажи здания»), укрепив, построив «фундамент» здания (базу, основу, которая обычно со стороны не видна, но очень важна).

В некоторых случаях, работа может начинаться с этого уровня (т.е. психотерапия семейной пары, или психотерапия в группе), по каким-то причинам – это возможно! Но то, что описано выше все равно имеет место быть, и чтобы результат был, и был качественным, а не проходящим – надо этот вариант обговорить отдельно, образовать понимание данности и наметить путь действий.

На этом уровне речь пойдет о психотерапии пары, взаимоотношений между людьми, чаще это супружеская пара, хотя могут быть и вариации: детско-родительская, начальник-подчиненный, прародители-внуки, молодые люди и т.д. Также вариацией, семейной психотерапии, можно считать работу с семьей: разным (любым!) количеством ее членов.

Так же, тут мы представляем информацию о психотерапии в группе.

 

Немного теории. В свете сказанного выше приведу некие рассуждения о ролях человека (в связи с тем, что статьи о ролях человека в свете рассматриваемой структуры еще не написано, есть только статья о ролях человека в семейной паре, см. статью «Взаимные отношения»).

Внутренний мир человека, в частности подсознательное, в данный момент, не осознаваемое, и бессознательное так или иначе заложенное в отдельном человеке, со всей сложностью и спецификой для отдельного человека определяет характер играемых этим человеком ролей в обществе. То, что человек этого не осознает и спонтанно использует какие-то «любимые» роли повсеместно, делает процесс изменений затруднительным.

Рассмотрим пример. Вот человек родился и рос в семье (одновременно впитывая какие-то требования, правила, принципы, законы и т.д.) до школьного возраста. Настало время идти в школу. И тут возникает нужда «примерить» новые роли. Например, пешехода и школьника. Сначала его учат, что это значит: рассказывают, как себя вести и что делать(что не делать) на улице или в школе. И далее, от общей направленности информации в семье и информации о новых ролях (противоречий или дополнений) складывается успешность данного ребенка на улице или в школе. Чем больше правильных усилий вложено в обучение, тем  более эффективно освоение и применение ролей.

 

Что значит РОЛЬ? Это некий свод ОПТИМАЛЬНЫХ правил поведения с кем-то или где-то. Например, роли: пешехода (скорей всего с ней вы знакомы?) и водителя (тут не факт, что у вас есть права? Но у других-то есть. А у вас есть шанс их получить, обучившись!).

Что значит ПРИМЕНИТЬ (использовать) роль человеком? Это то насколько искусно, адаптивно, оптимально человек может осуществить деятельность подразумеваемую этими правилами, сложившимися законами в соответствующей ситуации, обстановке. Например, человек выучился вождению и получил права, став водителем – он освоил в какой-то мере роль водителя (его можно уже так называть), а применяя во времени эту роль новоявленный водитель будет овладевать навыками мастерства, становясь мастером вождения (или ассом использования роли водителя).

 

Если процесс освоения новой роли подсознательно не выработан (не заложен «базис»), то можно говорить об ощущении искусственности (и часто сознательное обучение, научение этому вызывает у некоторых людей протест), но в целом обучение новому всегда трудно. Например, вспомните именно трудные для вас освоения ролей (ситуации), когда вы обучались или вождению, или иностранному языку, кулинарии и т.п.

Если обозначить трудность овладения чем-либо, как процесс освоения соответствующей (водителя, иностранца, повара т др.) новой ролью, то станет немножко понятней и легче овладевать новой деятельностью контактирования с другим.

Т.е использование роли – это индивидуальное наполнение традиционных, общественных  правил поведения относительно жизненных ситуаций – индивидуальным содержимым.

 

Общая проблема в том, что человек, часто, не осознавая того «находится», использует очень ограниченное число каких-то ролей. Более глубокая трудность, возникает на базе общей, в том, что если человек «не может», не меняет роли, то он становится очень не гибким, прямолинейным (как паровоз) и это, с одной стороны, дает ему массу преимуществ в рамках этой роли (что и преследуется, чего и добивается обычно человек), но делает его абсолютно не приспособленным в рамках других (потенциально  нужных ему в социуме) ролей. И если ниша этой «главенствующей» роли, по чему-то перестает работать человек теряет адаптивность…

 

Этот уровень - информация не собственно о ролях, а о их функционировании, о функционировании человека в качестве разных ролей: взаимодействии разных ролей посредством общения (улучшении взаимодействия), или об улучшении взаимных отношений, ОБ ОТНОШЕНИЯХ.

 

 

© А.А. Береснев. 2014

Печать E-mail